Чтение RSS В избранное Главная
Главная   Лучшие    Популярные   Список  
Новости » ИноСМИ

Папа Римский в роли дипломата


title


Отрекшись от престола, Папа Римский Бенедикт XVI удалился на пенсию, чтобы вести смиренную жизнь в молитвах и учениях. Однако он сумел оставить после себя выдающуюся, хотя и отчасти разрозненную, историю международных отношений.

Вклад Бенедикта XVI во внешнюю политику Ватикана весьма значителен, как и вклад его предшественников. Сегодня Римско-католическая церковь представляет собой действительную международную организацию с более чем миллиардом верующих, старейшей в мире дипломатической службой и обширной сетью центров гуманитарной помощи: можно утверждать, что католическая церковь как ни один другой институт может участвовать в формировании внешней политики страны.

Наиболее ярко это продемонстрировал блаженный Иоанн Павел II во время своего правления: тогда Ватикан примкнул к Западу в попытке свергнуть советский коммунизм. Однако ни сам Папа Римский, ни Ватикан не являются напрямую теми, кто определяет тенденции во внешней политике – они лишь могут подтолкнуть сильных мира сего к определенному видению ситуации в контексте сохранения справедливости и мира.

Чтобы понять стратегию Бенедикта XVI в отношении внешней политики, необходимо вспомнить о нем как о профессоре. Уделяя книгам гораздо больше времени, нежели встречам с дипломатическим корпусом (в отличие от  предшественников, многие из которых были опытными политиками), своей главной миссией он считал утверждение доктрин католической церкви на мировой арене и не углублялся в практические аспекты папства. С подобным подходом он многое выиграл: так, не связанный дипломатическими соглашениеями, он мог беспрепятственно пропагандировать идеи христианства миру. Его усилия принесли свои плоды, однако за это пришлось заплатить определенную цену.

Публичные заявления Папы Римского, в которых он зачастую касался первопричин острых проблем, обычно оценивались как дипломатические промахи. Самым известным из них стала лекция о роли разума в христианстве и исламе (lectio magistralis), которую Бенедикт XVI прочитал в университете Регенсбурга (the University of Regensburg) в 2006 году. Известно, что в своей речи он  процитировал учение средневекового императора, в котором был тезис о том, что пророк Мухаммед «распространял Ислам мечом», то есть насильственно.

Несмотря на то, что лекция была призвана продемострировать одинаково ложное понимание правды в современном воинствующем западном либерализме и современном воинствующем исламе, приведенная цитата вызавала вспышку гнева среди верующих мусульман. Конфликт проверил на прочность взаимоотношения Ватикана с исламскими государствами и вынудил Папу Римского  принести публичные извинения за высказывание, вызвавшее столь негативную реакцию.

Но, вмеcте с тем, его суждения отозвались в умах многих, заставив людей задуматься о проблеме насилия, которая, несмотря на нежелание представителей многих исламских сообществ признать это публично, существует в мире мусульман и широко распространена. Комментарий Бенедикта XVI положил начало дискуссии о том, что подразумевает под собой любовь к Господу и ближнему своему. Это также выявило настоятельную необходимость начать давно назревший диалог между католиками и мусульманами: на этот раз, привычный обмен любезностями наконец уступил место открытой дискуссии. В этой связи, в 2007 году король Саудовской Аравии Абдалла бин Абдель Азиз (King Abdullah) прибыл с историческим визитом в Ватикан, а в 2012-м основал вблизи папского престола фонд содействия развитию межконфессиональных отношений.

В это же время Бенедикт XVI активно содействовал восстановлению мира между Израилем и Палестиной. Несмотря на то, что он поддержал решение Генеральной Ассамблеи ООН признать Палестину автономией, благодаря личному визиту на Святую землю в 2009 году и посредством упорных двусторонних переговоров о подписании Фундаментального Соглашения (частичный договор от 1993 года, который стал основой дипломатических отношений между Ватиканом и Израилем), он смог нормализовать отношения между Римско-католической церковью и Иерусалимом. Не так давно президент Израиля Шимон Перес (Shimon Peres) высказал мнение о том, что между Ватиканом и Израилем установились «лучшие  отношения за всю историю сотрудничества стран». Как израильские, так и иудейские лидеры часто отмечали, что Бенедикт XVI «всегда придерживается четкой позиции», поэтому работать с ним достаточно легко.

При понтифике Ватикану также удалось выстроить полноценные дипломатические связи с Россией, Ботсваной, Объединенными Арабскими Эмиратами, Малайзией, Черногорией и, совсем недавно, с Южным Суданом – увеличив общее количество официальных дипломатических партнеров Ватикана до 180 стран.

Однако нельзя сказать, что Папе Римскому удалось выполнить все стоявшие перед ним первоочередные задачи – а именно, установить дипломатические отношения с Саудовской Арабией, Китаем и Вьетнамом.

К сожалению, после громкого визита Абдаллы ибн Абдель Азиза (King Abdullah) ситуация с религиозной свободой в Саудовской Аравии изменилась мало. Постройка христианских церквей на территории страны до сих пор запрещена, акты богослужения по закону священники должны исполнять в тайне. С другой стророны, даже эти продиктованные королем условия могут считаться смягчением религиозной политики в нетерпимой к «неверным» Саудовской Аравии.

В Китае Папа Римский стремился значительно улучшить положение католиков. (Китайские католики, преданные римской церкви, вынуждены проводить богослужения в буквальном смысле в подполье, поскольку официально страна признает лишь государственную церковь – так называемую Ассоциацию китайской патриотической католической церкви). Бенедикт XVI выразил желание лично посетить коммунистический Китай и предпринял необычный шаг, написав в 2007 году открытое письмо китайским католикам: в нем он призвал церковь к единству и предлагал пути воссоединения. Несмотря на то, что верующие  восприняли послание  понтифика с энтузиазмом, оно вызвало замешательство у властей Китая.  Спустя шесть лет страны мало продвинулись навстречу дипломатическим отношениям. Верноподданные Риму китайские католики по-прежнему подвергаются гонениям и попадают в заключение, а Ассоциация китайской патриотической католической церкви дарует сан «священнослужителя» без согласия святейшего престола.

В коммунистическом Вьетнаме, где притеснения католиков также практиковались долгое время, Папе Римскому удалось больше. Ватикан признал, что режим следовало реформировать: благодаря всесторонним дипломатическим усилиям со стороны Его Святейшества и организации в 2007 году совместной с властями Вьетнама рабочей группы, страна стала теснее сотрудничать с Римской католической церковью. В результате  Ватикан получил возможность назначать священников и утвердил своего первого дипломатического представителя во Вьетнаме  в 2011 году. Этот шаг положил начало полноценным дипотношениям между странами.

Успехи, однако, не остановили поток критики в адрес общей дипломатической стратегии Ватикана, которая, по мнению некоторых, была в последнее время неэффективна. Часть римского дипкорпуса уверена, что в Ватикане, по сравнению с прошлой декадой, «не видят конечной цели». Дипломаты жалуются и на слабые коммуникации со священным престолом внутри страны.
Отсутствие надлежащего управления в Ватикане, по их мнению, не позволяет в полной мере транслировать общую международную повестку дня - поэтому влияние католической церкви многим видится ослабленным.

«Папа Римский либо не знает об проблемах и поэтому не может ничего предпринять, либо наоборот прекрасно осведомлен и не намерен их решать. Оба варианта для церкви неприемлемы», - заявил в интервью ответственный дипломатический сотрудник в Риме пару лет назад.

В то же время Бенедикт XVI как священнослужитель последовательно изыскивал возможность выразить свою озабоченность происходящим на международной арене. В своих обращениях к народу он постоянно акцентировал внимание паствы на необходимости «пространства Господня» в стране и о важности борьбы с нарастающей волной антиклерикализма. Его Святейшество вызывал удивление многих и большим количеством разъездов – в общей сложности, Папа Римский совершил 24 визита за пределы Италии: в том числе, в Камерун, Палестину, Ливию, Турцию, США и Великобританию. Бенедикт XVI рассматривал каждый папский визит как паломничество, возможность публично воздать хвалу католической вере и Господу, а также шанс оказать поддержку местным церквям. Таким образом Его Святейшество укреплял связи между принимающими странами и Ватиканом.

И это только один из подходов к ведению внешней политики, который идентичен у двух последних глав Римско-католической церкви – Иоанна Павла II и Бенедикта XVI. «Два понтифика служат примером поразительной преемственности идей», - отмечает Джордж Уэйгел (George Weigel), биограф Папы Римского и автор книги «Евангелистический католицизм». «Оба Папы Римских обладали точным пониманием причин недовольства демократией 21 века и прилагали максимум усилий к тому, чтобы упрочить ее подгнившие моральные и культурные устои», - считает он. 

По мнению Уэйгела (George Weigel), четыре послания, которые Бенедикт XVI обнародовал в этом сентябре, то есть речи, которые он произнес в Регенсбурге (Германия), Париже и Берлине, стоят в одном ряду с двумя посланиями Иоанна Павла II Организации Объединенных Наций и входят в число наиважнейших комментариев святого престола о современной ситуации в мире.

В свете добровольного отказа Бенедикта XVI от папства можно говорить о том, что понтифик очевидно знал о восприятии церкви как шаткого института, а потому поспешил отказаться от престола и передать бразды правления более молодому руководителю. Но действительное наследие Бенедикта XVI, помимо набора дипломатических триумфов, в гораздо большей степени заключено в том, что он никогда не упускал возможности научить мир жить в мире: и это ему удавалось делать с потрясающей простотой и точностью.

«Сохранение мира, - отметил понтифик в речи перед дипломатами в начале 2013 года, - это не только плод человеческого усилия, но и сам акт любви к Богу. Виной многому определенно является человеческое пренебрежение к Господу и отказ воспеть его величие, что неизбежно открывает пути насилию».

Только слова, подобные этим, могут  существенно изменить мир международной дипломатической практики.


Эдвард Пентин – римский корресподент журнала The National Catholic Register


ИноСМИ


0
Разместил: admin Прочитано: 1318

Смотрите также связанные новости

26.10.2014 - Журналистов "России сегодня" не пустили на украинские выборы в Мадриде
10.05.2014 - Удивительная фотография с планеты Марс
18.04.2014 - Националисты избили в Киеве кандидата в президенты страны
13.03.2014 - МИД России назвал условия начала переговоров
17.02.2014 - Путин рассказал о ситуации с Плющенко

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?


Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Рекомендуем

Посмотри

Сейчас на сайте

?efiddlerrose 
USAGoogle Bot 
United KingdomoBot 
?Yandex Bot 

Разное


Наверх